Немного о моде. Часть I

размещено в: Любопытно о Венеции | 0
Тициан Портрет Изабеллы д’Эсте
Тициан Портрет Изабеллы д’Эсте

Мода Венеции XVI-XVII вв

«Мода как архитектура: главное — пропорции.» — произнесла когда-то Коко Шанель. Сегодня расскажу о парике, который изменил жизнь многих в 16-17 веках. Хотя парик носили еще в Древнем Египте. Форма, размер, цвет парика определял социальный статус человека. Парики знати были большими, с трубчатыми локонами. Землевладельцы и ремесленники носили короткие искусственные волосы. Ассирийцы, финикийцы, персы, греки и римляне тоже любили покрывать голову париком. Во времена Римской Империи парик был неотъемлемой частью гардероба: Crines – прядь волос заплетенных в косичку, которую добавляли к своим волосам; Corymbium – женский парик, посыпанный золотым пеплом; Capillamentum – парик, покрывавший всю голову. Женщины так часто меняли парики, что скульпторы не успевали закончить их портреты. Но церковь во все времена имела особое влияние на моду. Так в 692 году во время Трулльского Собора носить парики запретили. Только спустя 9 веков Изабелла д’Эсте, своего рода Коко Шанель 16 века, ввела моду на «странные волосы», созданные из тканей.

Все же настоящий парик возвращается только в начале 17 века. «Винить» в этом надо лысину Людовика 13. Не положено королю появляться перед народом лысым! Следуя примеру своего правителя, французы надевали парики так часто, что вскоре само появление без этого атрибута считалось неприличным. В 1665 году Людовик 14, на которого работало 48 парикмахеров, выдал лицензию на открытие гильдии производителей париков.
В то время, когда вся Франция носила парики, в Венеции о них знали только понаслышке. Представьте себе недоумение серьезных вельмож Венеции, когда они увидели прогуливающего по площади Сан Марко графа Шипионе Винчигуерра в истинно королевском пышном парике! Шел 1668 год. Недоумение быстро перешло в восхищение и желание превзойти соседа по размеру и форме парика. Недолго длилось мужское соревнование по моде. Ровно через 3 года Большой Совет, половина членов которого приходила на заседания в локонах, запретил ношение этого странного головного убора. Парик ведь не только скрывал лысину, но и менял внешность господ. Французский историк и дипломат Лиможон Сент Дидье, рассказывая о своем посещении Венеции, попытался объяснить запрет на ношение париков. Кажется, один из инквизиторов заметил, что гости его жены часто похожи, хоть их локоны были разного цвета и длины. Заподозрив жену в измене, он добился запрета носить парики. Оставили, правда, разрешение на «калотты», маленькие короткие парики, еле покрывающие лысину.

фреска  Джандоменико Тьеполо
фреска Джандоменико Тьеполо из дворца Реццонико.

Венеция – город карнавала и пиршеств, страстей и забав, грехов и пороков! Город, где разрешение носить маски только в карнавальное время никого не смущал. Немудрено, что, несмотря на запрет, дамы и господа республики все чаще появлялись на калле в длинных и элегантных париках. Особенно отличились женщины. Высота их парика доходила до 60 см. Прическу часто украшали ягодами, маленькими красными помидорами, пудрили мукой, повязывали лентами или посыпали золотым пеплом.

Желание молодого венецианского аристократа Николо Ериццо прикрыть шрам париком обошлось ему слишком дорого: отец лишил его наследства!

Да, законом было запрещено носить искусственные волосы, но на картинах в музеях Венеции мы часто встречаем аристократов в париках.

Почему? Об этом поведаю во время экскурсии. Приезжайте!

 

Заказать экскурсию